Окраска и защита трубопроводов эмалями ЭП-773,ХС-710, ЭП-1155

Трубопровод- сооружение, состоящее из плотно соединенных между собой труб, деталей трубопроводов, запорно-регулирующей аппаратуры, контрольно-измерительных приборов, средств автоматики, опор и подвесок, крепежных деталей, прокладок, материалов и деталей тепловой и противокоррозионной изоляции и предназначенное для транспортировки жидких и твердых нефтепродуктов.


При подземной прокладке стальные трубопроводы подвергаются почвенной коррозии. В грунтах почти всегда содержатся соли, кислоты, щелочи и органические вещества, которые вредно действуют на стенки стальных труб. В некоторых случаях такая коррозия может вызвать очень быстрое появление сквозных свищей в металле трубы и этим вывести трубопровод из строя. Такие разрушения происходят особенно часто в трубопроводах, уложенных без достаточной защиты от коррозии.

Защита подземных трубопроводов от почвенной коррозии может быть активной и пассивной. К активным средствам защиты подземных трубопроводов от наружной коррозии относятся электрические методы, катодная и протекторная защита. При пассивной защите на наружную поверхность трубопроводов наносят покрытия и изоляцию, при активной - устраняют причины, вызывающие коррозию.

Средства защиты выбирают на основе данных о коррозионной активности грунтов /агрессивности грунтов по отношению к стальным трубам/, а также технико-экономических обоснований. Коррозионная активность грунтов в зависимости от их состава может быть низкой, средней и высокой. Песчаные грунты, если они не содержат каких-либо химических загрязнений, относятся к грунтам низкой коррозионной активности, солончаковые и глинистые с известковыми примесями - средней, а торфяные и черноземные - высокой.

Наиболее распространенный способ защиты коррозии - нанесение изоляционного покрытия трубопроводов. Обычно используют покрытие из нефтяных битумов с наполнителями, из липких поливинилхлоридных и стабилизированных сажей полиэтиленовых лент.

Для того, чтобы защитное битумное покрытие(мастика битумная) прочно пристало к поверхности трубопроводов, его перед нанесением изоляции очищают от ржавчины, земли, пыли, влаги, копоти и окалины, поддающейся механической очистке. Очищенную поверхность, которая должна иметь серый цвет с проблесками металла, чтобы не было коррозии, сразу же грунтуют. Чтобы усилить прилипаемость изоляционного покрытия к металлу трубопровода, грунтовку наносят на сухую поверхность ровным слоем, без пропусков, сгустков, подтеков и пузырей.

Мастика битумная используется для трубопроводов, укладываемых в грунты с высокой коррозионной активностью; на участках пересечения железнодорожных путей и шоссейных дорог; на переходах через реки, каналы, затапливаемые поймы рек, болота и т.п. Способ использования мастики битумной   слой мастики БМ  2-3

 мм. слой стеклоткани, слой мастики битумной, слой стеклоткани, защитная обертка.

Допускается применение других изоляционных покрытий /эпоксидных, каменноугольных, кремний-органических и силикатных эмалей/, обладающих требуемой сплошностью, адгезией и механической прочностью.

Наружную поверхность трубопроводов окрашивают для защиты от коррозии. Окраска бывает различной в зависимости от места прокладки, наличия тепловой изоляции и температуры транспортируемого продукта.

Защитной окраске подлежат все надземные трубопроводы из углеродистой стали с тепловой изоляцией, покрытой кожухами, или без нее, прокладываемые как на открытом воздухе, так и в помещениях. Исключение составляют изолированные трубопроводы, покрытые асбестоцементной штукатуркой, асбестоцементным формованными изделиями, а также имеющие кожух из коррозионно-стойких металлов /алюминия, оцинкованного железа и др./.

Трубопроводы окрашивают масляной краской МА-15, эмалями и лаками /перхлорвиниловыми, эпоксидными  ЭП-1155, ЭП-773, ЭП-0010, ЭП-140/. Применяют также способ металлизации алюминием, цинком и другими защитными средствами в зависимости от условий, в которых работает трубопровод. Трубопроводы, прокладываемые в непроходных каналах, неизолированные и имеющие тепловую изоляцию, при рабочей температуре поверхности трубы или изоляции до 25°С окрашивают битумным лаком. При более высоких температурах поверхностей такие трубопроводы не окрашивают.

Помимо основной защитной окраски, все технологические трубопроводы должны иметь опознавательную цветную окраску.


Опознавательная окраска

Вода                                                             зеленый

Пар                                                               Красный

Воздух                                                          синий

Газы горючие и негорючие                       желтый

Кислоты                                                       оранжевый

Щелочи                                                        фиолетовый

Жидкости горючие и негорючие               коричневый

Прочие вещества                                        серый


Окраска трубопроводов в отличительные цвета может быть сплошной по всей поверхности или отдельными участками в виде поясов шириной не менее трех наружных диаметров трубопровода. Опознавательные пояса при окраске участками наносят в_ наиболее ответственных местах трубопроводов /на ответвлениях у мест соединений, фланцев, мест отбора, арматуры и контрольно-измерительных приборов, в местах перехода трубопроводов через стены, перегородки и перекрытия/ не реже чем через 10 м внутри производственных помещений и на наружных установках и 30...60 м на наружных магистральных линиях.

Для обозначения наиболее важных свойств транспортируемых веществ на трубопроводах наносят предупреждающие сигнальные кольца: красного цвета - для обозначения легковоспламеняющихся, огнеопасных и взрывоопасных веществ; желтого - опасных и вредных /ядовитых, токсичных, вызывающих химические или термические ожоги, находящихся под высоким давлением или глубоким вакуумом/; зеленого - безопасных и нейтральных. По степени опасности транспортируемого в трубопроводе продукта для жизни и здоровья людей или эксплуатации предприятия на трубопровод наносят разное количество предупреждающих колец - от одного до трех.

Для дополнительного обозначения вида веществ и их параметров, необходимых по условиям эксплуатации, применяют буквенные и цифровые надписи, которые наносят непосредственно на трубопроводы или специальные маркировочные щитки, а также на поверхности конструкций, к которым прикреплены трубопроводы.

Направление потока веществ, транспортируемых по трубопроводам, указывают острым концом маркировочных щитков или стрелками, наносимыми непосредственно на трубопроводы.

Для обозначения трубопроводов с особо опасным для здоровья и жизни людей или эксплуатации предприятия содержимым, а также при необходимости конкретизировать вид опасности дополнительно к цветным предупреждающим кольцам наносят предупреждающие знаки треугольной формы с изображением черного цвета на желтом фоне. Такие знаки изготовляют из листовой стали, пластмассы, прессованного картона и древесины. Эти знаки навешивают на трубопровод или устанавливают на конструкциях, к которым они прикреплены.

В том случае, если от воздействия протекающих веществ может измениться оттенок отличительных цветов, обозначение на трубопроводы наносят с помощью маркировочных щитков.

Во всех производственных помещениях, где проложены трубопроводы, на хорошо доступных для обозрения местах вывешивают схемы опознавательной окраски трубопроводов с расшифровкой цветов, предупреждающих знаков и прочих условных обозначений, принятых для маркировки трубопроводов.